ИЗМЕНЕНИЯ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
С
1 января 2017 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 №
294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Новой
статьей 8.3 настоящего Федерального закона введено новое положение об организации
и проведении проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных
требований, мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие
органов контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Указанные
мероприятия будут проводиться на основании задания, утверждаемого руководителем
или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора),
органа муниципального контроля. Таким образом, мероприятия по контролю будут проводиться
без взаимодействия органа надзора и проверяемого лица, а в случае выявления
нарушений в адрес руководителя или его заместителя органа контроля направляется
мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия
при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица
или индивидуального предпринимателя.
Частью
7 статьи 12 данного Федерального закона предусмотрено еще одно нововведение. В
случае если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным
в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя),
руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим
неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным
предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального
предпринимателя (его уполномоченного представителя), руководителя или иного
должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения
проверки, должностное лицо органа контроля составляет акт о невозможности
проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее
проведения. Орган контроля в течение 3 месяцев со дня составления акта о
невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о
проведении в отношении таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в
ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления
юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Изменения,
в том числе, коснулись работы надзорных органов по обращениям и
заявлениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических
лиц, информации от органов государственной власти, органов местного
самоуправления, и средств массовой информации.
Так,
не смогут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и
заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо.
Обращения
и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут
служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что
они были направлены заявителем с использованием средств, предусматривающих
обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и
аутентификации.
Анонимность обращения или заявления либо
заведомая недостоверность содержащихся в них сведений, выявленные после начала
ее проведения, являются основанием для прекращения такой проверки. При этом в
отношении взыскания расходов, понесенных в связи с рассмотрением обращений,
содержащих заведомо ложные сведения, надзорный орган вправе обратиться в суд с
иском к соответствующему заявителю.