«История пожарной охраны на железнодорожном транспорте»
В наши дни трудно представить
железнодорожную инфраструктуру, на которой объекты, подвижной состав и
перевозимые грузы не охраняются от пожаров. Однако история Российских железных
дорог насчитывает более 150 лет, и не всё это время пожарная охрана находилась
на современном уровне. На заре железнодорожного бума основной выездной
техникой, предназначенной для тушения пожаров на путях и станциях, были
паровозы. Сперва использовались паровые насосы, смонтированные к паровозам для
снабжения котла. Потом стали применяться инжекторы. К слову сказать, известно,
что в 1868 г. во время одного из пожаров в Курске определяющую роль в тушении
сыграли два паровоза, к водным клапанам которых прикручивались рукава.
С внедрением пожаротушителей на
станциях задача по тушению пожаров непосредственно на станции облегчилась, в
связи с тем, что имелась возможность подсоединить к пожаротушителю несколько
паровозов одновременно. Роль паровозов для тушения пожаров заключалась в подвозе
воды от водокачки непосредственно к станции, а иногда, подавать в перекачку к
месту пожара с использованием пожарных рукавов. Производились пожаротушители на
Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. На заре XX века, в период социальных
перемен в России и глубокого упадка экономики, отсутствовали пожарные поезда
как отдельный вид железнодорожного транспорта. В качестве мер по тушению
пожаров на железнодорожном транспорте Народным Комиссаром путей сообщения в
1918 г. была утверждена «Инструкция о мерах предупреждения пожаров на железных
дорогах».
Тяжелейшие испытания пожарным
подразделениям железнодорожного транспорта, как и всему советскому народу,
пришлось выдержать в период Великой Отечественной войны. Нехватку
мобилизационных сил компенсировали женщинами и девушками. С самых первых дней
войны и до победного конца самоотверженный труд и героические подвиги бойцов
пожарной охраны служили на благо Родине в тылу и на всех её фронтах. В
послевоенное время в связи с индустриализацией и глобализацией задачи
подразделений пожарной охраны расширились. На современном этапе они выполняют
работу не только по предупреждению и тушению пожаров, но и занимаются
ликвидацией чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами на железной дороге.
В качестве основных боевых средств
развернуты и находятся в постоянной готовности уже не 7, а 305 пожарных
поездов. В том числе 67 специализированных пожарных поездов с повышенными
тактико-техническими характеристиками. Такие поезда способны предотвращать течь
или осуществлять перекачку, а также проводят работу по нейтрализации опасных
грузов. Изготовление пожарных поездов для экономии средств производилось на
основе серийно выпускаемого подвижного состава. Для включения в состав
пожарного поезда стандартные серийные поезда проходили модернизацию и
укомплектование на вагоноремонтных предприятиях по утвержденным проектам. На
современном этапе подавляющее большинство пожарных поездов эксплуатирует
подвижной состав постройки второй половины XX века, которые к настоящему
времени физически устарел.
В двухтысячных подвижной состав пожарных поездов
планомерно модернизируется. Проводится постоянная работа по их техническому
переоснащению. С 2006 г. устанавливаются новые мотопомпы с расходом воды до 50
литров в секунду. Сегодня пожарные поезда являются ударной силой оперативного
реагирования на чрезвычайные ситуации на железной дороге. Доблестные традиции
предшествующих поколений железнодорожных пожарных продолжаются. Подтверждением
этому служит статистика пожаров за 2003-2010 годы. Сейчас количество пожаров на
железнодорожном транспорте с тысяч снизился до сотен.